HAIM.JPG

Здравствуйте, я Хаим Брейтерман.
Приглашаю Вас ознакомиться с моей статьей

ТАНАХ И НАУКА.

В июле 2002 года известный раввин Ефим Свирский сделал в Беэр-Шеве на семинаре ассоциации "Ученые Юга" доклад на тему: "Тора и наука". Вопреки принятому в ассоциации порядку, время для выступлений ученых не было отведено. ( Для распродажи книг уважаемого раввина время, однако, нашлось.). Поскольку моя точка зрения по данной теме отличается от точки зрения докладчика, а изложить её на семинаре мне не удалось, попытаюсь сделать это через средства массовой информации.

С наукой связан весь ТАНАХ, поэтому данную статью я так и назвал. Наука, на мой взгляд, согласуется и не согласуется с ТАНАХом. Согласуется в главном и основном и не согласуется в не главном, не основном.

Сначала остановимся на несоответствии ТАНАХа научным знаниям, поскольку здесь дело обстоит достаточно просто. О таких несоответствиях упомянул А.Эйнштейн в своих "Автобиографических заметках", написанных им на 68 году жизни. Он писал: "…уже в возрасте 12 лет … чтение научно-популярных книжек привело меня к убеждению, что в библейских рассказах многое не может быть верным". (А.Эйнштейн "Собрание научных трудов" т.4, изд. "Наука", Москва, 1967 год, стр.259). К сожалению, А.Эйнштейн не расшифровал это "многое", но кое на чем существенном мы здесь остановимся.

Не соответствует научным знаниям конкретная картина сотворения мира, описанная в Торе (Книга Бырейшит). Так, Солнце и другие светила созданы, согласно Торе, в четвертый день творения, то есть после Земли (первый день) и даже растительности на Земле (третий день). Такая очередность явно не соответствует научным знаниям, и никакая интерпретация картины сотворения мира, описанной в Торе (вроде интерпретации понятия "день"), не может опровергнуть этого факта. Явно не соответствует научным знаниям такой существенный момент в картине сотворения мира, описанной в Торе, как "день отдыха" Творца. Не отдыхал Творец ни секунды. Строительство мироздания шло без "отдыха". (Это, впрочем, вытекает и из самого текста Торы, в которой говорится, что после сотворения человека Творец тут же приступил к созданию человеческого общества.). Не соответствует научным знаниям и утверждение Торы о том, что человек был создан из "праха земного". Человек, как и все живые организмы, создан из клеток, о существовании которых люди 3 тысячи лет назад ничего не знали. Вообще, все несоответствия между ТАНАХом и наукой в части картины сотворения мира объясняются элементарно просто: 3 тысячи лет назад люди еще не знали многого из того, что они узнали потом. Об этих несоответствиях, видных теперь ученикам средней школы, не говорят ни ученые, ни раввины.

Перейдем к вопросу о соответствии ТАНАХа науке. Здесь дело обстоит сложнее, поскольку главный вопрос здесь таков: подтверждает ли наука существование Бога? (Речь идет о Боге иудаизма, то есть о Боге-бесконечности, не имеющем изображения).

Ученые отвечают на этот вопрос так: наука подтверждает или опровергает реальность того или иного явления природы на основе экспериментов, а, поскольку, существование Бога нельзя экспериментально ни подтвердить, ни опровергнуть, этот вопрос для науки неразрешим и ответ на него переносится в область веры. Наука, мол, и религия - это две параллельные, не пересекающиеся прямые. (По сути дела это значит, что человечество на общественном уровне обречено на вечный мировоззренческий антагонизм, с чем здравый рассудок согласиться не может.)

На мой взгляд, научное решение этой проблемы существует. Предложенное мною решение изложено в моей работе "Информационная теория эволюции", опубликованной в Интернете на российских русскоязычных сайтах: www.piramyd.express.ru и www.breiterman.narod.ru, а также на англоязычном сайте: www.breiterman.freehomepage.com. Интересующихся адресую к указанным публикациям, здесь же замечу следующее. Поскольку вопрос о существовании Бога действительно не может быть решен экспериментально, его необходимо поставить иначе: наш мир строится предопределённо или стохастически (случайно)? От ответа на этот вопрос всего один шаг до решения проблемы существования Бога.

Со времен Сольвеевского конгресса (1927г.), на котором разгорелся спор между А.Эйнштейном и Н.Бором относительно принципа неопределенности В.Гейзенберга, большинство ученых считает, что мир строится стохастически (случайно). Надо заметить, что А.Эйнштейн относился к такому выводу отрицательно.

Анализ научных знаний о процессе эволюции систем материального мира обнаруживает закономерности, охватывающие все, известные науке уровни системной организации материи, включая человеческие общественные системы, и развитие человеческого сознания. Анализ приводит к выводу, что в основе этих закономерностей лежит фундаментальная субстанция - ИНФОРМАЦИЯ, носителями которой являются материальные системы, что МИРОЗДАНИЕ СТРОИТСЯ ИНФОРМАЦИОННО ПРЕДОПРЕДЕЛЁННО, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО. Поэтому заранее, научно предсказывается ближайщая цель эволюции - единая система "человечество" ( каковой системой человечество в настоящее время еще не является), заранее, научно определяются основные характеристики, основные условия и ориентировочный срок сформирования будущей системы. Стало быть, реально существует Источник информации о всём сущем -- бесконечный Абсолют, именуемый иудаизмом Богом, не имеющим изображения. Предложенный мною анализ подтверждает важнейшее положение ТАНАХа о том, что еврейский народ является единственным на Земле общественным носителем информации о Боге-Абсолюте и сути нашего мира, он подтверждает, что еврейские пророки правильно (но на основе интуитивного мышления) предсказали неизбежность признания всем человечеством мировоззренческой истины иудаизма, построения на этой основе единой системы "человечество" и нравственного обновления человечества ( см., например, Книгу пророка Исайи ). Таким образом, научные аргументы, свидетельствующие о согласии между ТАНАХом и наукой, существуют и они должны быть рассмотрены. Сложность проблемы заключается здесь, на мой взгляд, в необходимости преодоления господствуюших в обществе материалистических стереотипов мышления.

Хаим Брейтерман

Израиль

Отзывы прошу присылать по адресу: breiterman@narod.ru